Духовное совершенствование и нравственность врача
Человек, призван к совершенствованию. И вершиной такого изменения в аспекте православного вероучения становится достижение святости. Призыв к святости встречается еще в Ветхом Завете (см.: Левит 11; 44-45). Сам Спаситель увещевает: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48). И апостол Петр пишет: «Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят» (1 Пет. 1, 14-16).
Святой же человек достигает общения с Богом. Святой Дух почивает на совершенных. Поэтому святые отцы называются богоносными.
По учению преподобного Серафима Саровского, целью христианской жизни является стяжание Святого Духа. Святой Серафим показал это в беседе с Мотовиловым, когда по молитвам старца на беседующих снизошёл Святой Дух. И состояние это было неописуемо блаженным [18].
Святой Дух входит только в чистую душу. Поэтому одним из требований, обращенных к душе человека, вступающего на путь совершенствования и спасения, является чистота.
Необходимо отречься от всего греховного, совлечься ветхого человека. Это учение о человеке греховном, ветхом и человеке совершенном, новом принадлежит апостолу Павлу. В посланиях апостол увещевает: «А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3, 8-11).
Вслед за очищением души следует ее одухотворение и освящение. Такое изменение души совершается сверхъестественным образом. В первом антифоне четвертого гласа поется: «Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается, светлеется Троическим Единством священнотайне» (Первый антифон, Октоих, глас 4, в неделю на утрене).
Все вышесказанное относится ко всем людям, ищущим высшего и главного назначения своей жизни, людям, целью которых является благо.
Но для такой профессии как врач тема личного спасения, неотрывно связанная с земной и вечной судьбой его пациентов, становится более сложной. Нравственное совершенствование врача, его стремление к чистоте и святости, связано с опытным познанием и осмыслением путей доброделания на ниве своего служения во всем многообразии запросов и потребностей своих пациентов.
Врачу нужно знать не только саму медицинскую науку, совершенствоваться в навыках и умениях, но и ориентироваться во многих других аспектах жизни человека – общей, возрастной и семейной психологии, социологии, особенностях людей разных национальностей, понимать менталитет пациентов разных социальных слоев. Врачу важно чувствовать духовное устроение людей разных убеждений, понимать мировоззрение как атеиста, так и верующих людей, какую бы религию они не исповедовали. Важен общий культурный уровень врача. Главный принцип Гиппократа: «Лечить не болезнь, а больного», – остается актуальным во все времена. Доктор сам должен иметь доброе духовное устроение, каждый раз становиться проводником Божией благодати на человека во всем многообразии его существа.
Нравственность – норма поведения, система взглядов, описывающая дозволенное и недозволенное. Быть нравственным человеком для врача особенно актуально. В силу особенностей профессии врач входит в глубокие области человеческого существа. Через существо врача проходят судьбы его пациентов, врач переживает не только успех и радость от результата успешного лечения, но и горе тех, кто потерял здоровье или жизнь в результате неизлечимой болезни или несчастного стечения обстоятельств, повлекших те или иные необратимые осложнения. Особое место занимают так называемые ятрогенные (возникшие по вине врача) повреждения или осложнения. Все это вызывает изменения в психике врача. Важно, чтобы эти изменения, которые произойдут в любом случае, носили позитивный характер: хорошо, если врач становится мужественным, но не бесчувственным; целеустремленным, но не безразличным к деталям. Врач не должен терять самообладания перед лицом смерти, но и не должен сживаться с ней как с будничным явлением.
По меткому выражению, которое повторял и святитель Лука Войно-Ясенецкий: «Хирург должен иметь глаз орла, сердце льва и руки женщины», т.е. должен быть точным, мужественным и нежным.
Совершенствование, как в профессиональном плане, так и в смысле возрастания душевных качеств, и, больше того, духовный рост — необходимость для врача. Вера, основанная на догматическом сознании, — необходимый фундамент, для всякой личности. Для врача значение духовного основания приобретает особенное значение.
Постановка проблемы
В течение последних 150 лет развитие европейской медицины происходило в основном вне постоянного контакта с Церковью. Это характерно как для стран Запада — в силу преобладания позитивистских взглядов, как господствующей философии в капиталистических странах. Это характерно и для России, пережившей Советскую власть с ее материалистическими установками.
Тем не менее, основные достижения медицинской науки осмыслялись религиозными философами и богословами. Христианское общество дало свои ответы на основные новые проблемы биомедицинской этики – вопросы экстракорпорального оплодотворения, пересадки органов, вопросы использования эмбриональных тканей и т.д. Документ, в котором отражена позиция Русской Православной Церкви в связи с современными вызовами времени, в том числе биоэтическими проблемами, — Основы социальной концепции Русской Православной Церкви.
Современная обстановка в стране вроде бы благоприятствует окормлению медицинских учреждений. На всех уровнях созданы условия для вхождения Церкви в медицинские учреждения: подписаны соглашения о сотрудничестве на уровне епархий и министерств здравоохранения областей, на уровне благочиний и районных администраций, создаются комиссии по взаимодействию Церкви и Медицины. В больницах открываются домовые храмы. Действуют православные сестричества. Появляются священники-врачи. Действует общество православных врачей. Проводятся конференции «Медицина и Церковь».
Одно дело теория, другое – практика. В повседневной жизни современного медицинского учреждения Церковь не принимает достаточного участия. Доступ Церкви к деятельному служению в больнице ограничен причинами с обеих сторон.
Священники не всегда имеют чуткость, позволяющую действовать в синергии с врачебными усилиями. А компетенция священнослужителей в медицинских вопросах иногда недостаточна для мудрого контактирования с медицинским персоналом, для правильной оценки ситуации и верного совета больному. А это важный аспект, ведь при решении такого вопроса как, например, соглашаться на операцию или нет, страждущие ищут помощи у окружающих, в особенности у священника.
Врачебное сообщество часто относится к появлению священников в больнице с предубеждением, так как не знает значения духовного воздействия слов пастыря, глубины и силы Святых Таинств. Не всегда общий культурный уровень врачей, руководителей медицинских учреждений позволяет адекватно реагировать на непривычные для них, но от этого не менее важные, ритуальные действия священнослужителей.
А для синергии Церкви и медицины в практической повседневной жизни есть особая необходимость. Медицинские учреждения нуждаются в той духовно-нравственной струе, которую даёт Церковная среда, а по мысли верующих, в том, что зависит от действия Святого Духа.
У Церкви есть еще особая миссия в отношении болящих: удовлетворить потребности в совершении Таинств, ответить на вопросы о вере и спасении, напутствовать умирающего Святыми Дарами. Эта миссия должна выполняться только с непререкаемым уважением к свободам человека, к свободе совести и вероисповедания. Поэтому Церковь не «навязывает» свои ценности. Но следствием уважения к этим же свободам является необходимость присутствия Церкви в больнице, чтобы каждый вопрошающий мог получить ответы о вере, а нуждающийся в удовлетворения своих духовных запросов получить чаемое.
Исследования на тему миссии Церкви в лечебных учреждениях актуальны во все времена. Но на современном этапе, с одной стороны, возникла особенная необходимость в проповеди среди медицинского сообщества, как оторванного от Церкви на протяжении длительного периода. С другой стороны, сейчас сложились благоприятные условия для такой миссии. Особенно важное значение имеет проповедь. Направленная на врача, как ключевой и судьбоносной фигуры в больнице.
Цели и задачи работы
Цель работы
· Разработка проповеди в форме презентации для врачей с надеждой привести хотя бы некоторых к христианской вере. Задачей минимум презентации является показать необходимость для врача иметь доброе нравственное устроение, иметь уважительное отношение к религиозным потребностям верующих врачей и миссии Церкви в больнице.
Задачи работы
· прояснение христианского вероучения в отношении дела врачевания
· поиск параллелей положений христианской антропологии с научными представлениями знаменитых врачей
· подбор аргументации непротиворечивости научного и религиозного мировоззрения, медицинского и церковного взгляда на болезнь (цитаты великих учёных и врачей о вере)
· оценка тенденций современной медицины и анализ типичных характеристик атмосферы медицинских учреждений
· выявление причин особенной важности присутствия Церкви в медицинских учреждениях и нахождение форм объяснения этих причин медицинскому сообществу
· анализ врачебной деятельности и выявление необходимости врачу иметь прочную духовную основу
· изучение современного практического опыта окормления медицинских учреждений, выявление примеров пользы деятельности Церкви в больницах, доступных пониманию невоцерковленных врачей
· анализ необходимых характеристик создаваемой проповеди-презентации
· создание презентации с учетом вышеперечисленного.
Источники и использованная литература
Для решения поставленных задач автор опирался на следующие источники:
· Священое Писание: автор опирается на тесты Ветхого и Нового Заветов, как основу всякого размышления о человеке.
· Творения святых отцов. Дух святоотеческого учения – есть дух Истины. (В работе использованы цитаты свт. Василия Великого, прп. Симеона Нового Богослова [22]),
· Письма и труды прославленных святых нового времени: Учение прп. Серафима Саровского (по книге «О цели жизни нашей христианской» [18]) имеет огромное значение, как святого вселенского значения. Использованы письма свт. Феофана Затворника, в которых излагается отношение святого к теме болезни и физической смерти человека (из сборника «Болезнь и смерть» [24]).
· Книги и труды новомучеников и исповедников Российских: свт. Луки (Войно-Ясенецкого) [16 и 17], и свщмч. Серафима (Чичагова) [21]. Эти источники имеют особый интерес, так как оба этих святых были врачами по роду своей светской деятельности.
· Рассмотрены труды некоторых богословов. По теме христианской антропологии — книга греческого богослова Панайотиса Нелласа [19]. В ней подробно рассматривается термин «кожаные ризы». По теме личности — работа «Я и мир объектов» Н.Бердяева [4]. Мысли, изложенные в работе, применимы к проблематике личности врача. По догматическому и мистическому богословию – работы В.Лосского [14 и 15]).
· Использованы книги авторитетного проповедника митрополита Антония Блума [2 и 3]. Владыка Антоний по светской специальности – врач. Поэтому его суждения особенно актуальны для данной работы.
· Книги врачей и биологов XXвека: психотерапевта Виктора Франкла [25] и биолога с мировым именем Френсиса Коллинза [13]. Это авторитетные авторы в общекультурном контексте. Их мнение относительно вопросов веры и экзистенциальных проблем человека соответствуют христианскому пониманию. Поэтому труды этих ученых особенно важны для миссионерской деятельности в среде врачей.
· Анализирован опыт греческого архимандрита Евсевия (Яннакакиса), прожившего в больнице и служившего в ней как пастырь 35 лет [9]. Опыт такого тесного и длительного пастырского служения в современной больнице уникален и не имеет аналогов.
В работе использован также собственный опыт автора как верующего врача, а последние 5 лет – ещё и как священника, в больнице.
Структура работы
Во введении дано представление о совершенствовании и нравственности для всякого человека, показана особенность этих понятий для врача. Показана актуальность темы работы. Сформулированы цель (создание презентации-проповеди для врачей) и задачи работы. Произведен обзор источников.
В главной части последовательно рассмотрены все аспекты по теме. Рассматривается отношение христианства и медицины на протяжении священной истории и истории Церкви. Кратко рассмотрен опыт практического медицинского служения Церкви. Рассмотрено христианское вероучение в отношении устроения человека, место телесного и духовного. Показана важность нравственной основы в деятельности врача, в подходе к больному человеку. Рассмотрены такие темы как значение веры, открытие новых горизонтов отчаявшемуся больному через Слово Божие, домостроительство Божье через болезнь, возможное спасительное значение недугов и страданий. При этом проведены параллели между христианским учением и взглядом видных ученых на иерархию ценностей в психологии человека. Понимание этих аспектов необходимо для деятельности врача. Показано, что медицина – не только методики и аппаратура, но и самоотверженное служение любви. Поэтому духовное совершенствование — необходимая основа профессии врача. Рассматриваются негативные плоды медицинской деятельности, как в отдельном медицинском учреждении, так и медицины в целом. Их наличие показывает необходимость и важность нравственного исправления медицинского сообщества. По мнению автора работы, оно возможно через воцерковление медицинских работников всех уровней. Особое значение имеет проповедь, направленная на врача, как ключевой и судьбоносной фигуры в больнице. Проведен анализ тенденций поведения современного врача и указаны часто встречающиеся ложные мотивации. Средство к исправлению такой ситуации – нравственное совершенствование доктора, коренная установка на отдачу и служение ближним (что без духовной основы не возможно). Проанализирован существующий опыт духовного окормления современных больниц.
Предложен конкретный шаг миссионерской деятельности Церкви в лечебных учреждениях: составлена проповедь–презентация, ориентированная на врачей.
В работе намеренно подробно не рассмотрены биоэтические проблемы, так как акцент сделан на воцерковлении «простых» врачей, сфера деятельности которых напрямую не связана с вопросами эвтаназии, экстракорпорального оплодотворения, стволовыми клетками, использованием эмбриональных тканей, операций по смене пола и т.п.
Заключение: подведен итог работы, дана оценка степени достижения поставленной цели.
Приложение: созданная проповедь-презентация (в виде распечатанных слайдов и теста к ним).
Работа также представлена на электронном носителе, где презентация записана в формате .pptx(для показа презентации в программе Microsoftpowerpoint).
Введение 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. 1.7. 1.8. 2. Литература