Диплом — введение

Духовное совершенствование и нравственность врача

 Человек, призван к совершенствованию. И вершиной такого изменения в аспекте православного вероучения  становится достижение святости. Призыв к святости встречается еще в Ветхом Завете (см.: Левит 11; 44-45). Сам Спаситель увещевает: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48). И апостол Петр пишет: «Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят» (1 Пет. 1, 14-16).

Святой же человек достигает общения с Богом. Святой Дух почивает на совершенных. Поэтому святые отцы называются богоносными.

По учению преподобного Серафима Саровского, целью христианской жизни является стяжание Святого Духа. Святой Серафим показал это в беседе с Мотовиловым, когда по молитвам старца на беседующих снизошёл Святой Дух. И состояние это было неописуемо блаженным [18].

Святой Дух входит только в чистую душу. Поэтому одним из требований, обращенных к душе человека, вступающего на путь совершенствования и спасения, является чистота.

Необходимо отречься от всего греховного, совлечься ветхого человека. Это учение о человеке греховном, ветхом и человеке совершенном, новом принадлежит апостолу Павлу. В посланиях апостол увещевает: «А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3, 8-11).

Вслед за очищением души следует ее одухотворение и освящение. Такое изменение души совершается сверхъестественным образом. В первом антифоне четвертого гласа поется: «Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается, светлеется Троическим Единством священнотайне» (Первый антифон,  Октоих, глас 4, в неделю на утрене).

Все  вышесказанное относится ко всем людям, ищущим высшего и главного назначения своей жизни, людям,  целью которых является благо.

Но для такой профессии как врач тема личного спасения, неотрывно связанная с земной и вечной судьбой его пациентов, становится более сложной. Нравственное совершенствование врача, его стремление к чистоте и святости,  связано с опытным познанием и осмыслением путей доброделания на ниве своего служения во всем многообразии запросов и потребностей своих пациентов.

Врачу нужно знать не только саму медицинскую науку, совершенствоваться в навыках и умениях, но и ориентироваться во многих других аспектах жизни человека общей, возрастной и семейной психологии, социологии, особенностях людей разных национальностей, понимать менталитет пациентов разных социальных слоев. Врачу важно чувствовать духовное устроение людей разных убеждений, понимать мировоззрение как атеиста, так и верующих людей, какую бы религию они не исповедовали. Важен общий культурный уровень врача. Главный принцип Гиппократа: «Лечить не болезнь, а больного», остается актуальным во все времена. Доктор сам должен иметь доброе духовное устроение, каждый раз становиться проводником Божией благодати на человека во всем многообразии его существа.

Нравственность норма поведения, система взглядов, описывающая дозволенное и недозволенное. Быть нравственным человеком для врача особенно актуально. В силу особенностей профессии врач входит в глубокие области человеческого существа. Через существо врача проходят судьбы его пациентов, врач переживает не только успех и радость от результата успешного лечения, но и горе тех, кто потерял здоровье или жизнь в результате неизлечимой болезни или несчастного стечения обстоятельств, повлекших те или иные необратимые осложнения. Особое место занимают так называемые ятрогенные (возникшие по вине врача) повреждения или осложнения. Все это вызывает изменения в психике врача. Важно, чтобы эти изменения, которые произойдут в любом случае, носили позитивный характер: хорошо, если врач становится мужественным, но не бесчувственным; целеустремленным, но не безразличным к деталям. Врач не должен терять самообладания перед лицом смерти, но и не должен сживаться с ней как с будничным явлением.

По меткому выражению, которое повторял и святитель Лука Войно-Ясенецкий: «Хирург должен иметь глаз орла, сердце льва и руки женщины», т.е. должен быть точным, мужественным и нежным.

Совершенствование, как в профессиональном плане, так и в смысле возрастания душевных качеств, и, больше того, духовный рост — необходимость для врача. Вера, основанная на догматическом сознании, — необходимый фундамент, для всякой личности.  Для врача значение духовного основания приобретает особенное значение.

 

Постановка проблемы

 

В течение последних 150 лет развитие европейской медицины происходило в основном вне постоянного контакта с Церковью. Это характерно как для стран Запада — в силу преобладания позитивистских взглядов, как господствующей философии в капиталистических странах. Это характерно и для России, пережившей Советскую власть с ее материалистическими установками.

Тем не менее, основные достижения медицинской науки осмыслялись религиозными философами и богословами. Христианское общество дало свои ответы на основные новые проблемы биомедицинской этики – вопросы экстракорпорального оплодотворения, пересадки органов, вопросы использования эмбриональных тканей и т.д. Документ, в котором отражена позиция Русской Православной Церкви в связи с современными вызовами времени, в том числе биоэтическими проблемами, — Основы социальной концепции Русской Православной Церкви.

Современная обстановка в стране вроде бы благоприятствует окормлению медицинских учреждений. На всех уровнях созданы условия для вхождения Церкви в медицинские учреждения: подписаны соглашения о сотрудничестве на уровне епархий и министерств здравоохранения областей, на уровне благочиний и районных администраций, создаются комиссии по взаимодействию Церкви и Медицины. В больницах открываются домовые храмы. Действуют православные сестричества. Появляются священники-врачи. Действует общество православных врачей. Проводятся конференции «Медицина и Церковь».

Одно дело теория, другое – практика. В повседневной жизни современного медицинского учреждения Церковь не принимает достаточного участия. Доступ Церкви к деятельному служению в больнице ограничен причинами с обеих сторон.

Священники не всегда имеют чуткость, позволяющую действовать в синергии с врачебными усилиями. А компетенция священнослужителей в медицинских вопросах иногда недостаточна для мудрого контактирования с медицинским персоналом, для правильной оценки ситуации и верного совета больному. А это важный аспект, ведь при решении такого вопроса как, например, соглашаться на операцию или нет, страждущие ищут помощи у окружающих, в особенности у священника.

Врачебное сообщество часто относится к появлению священников в больнице с предубеждением, так как не знает значения духовного воздействия слов пастыря, глубины и силы Святых Таинств. Не всегда общий культурный уровень врачей, руководителей медицинских учреждений позволяет адекватно реагировать на непривычные для них, но от этого не менее важные, ритуальные действия священнослужителей.

А для синергии Церкви и медицины в практической повседневной жизни есть особая необходимость. Медицинские учреждения нуждаются в той духовно-нравственной струе, которую даёт Церковная среда, а по мысли верующих, в том, что зависит от действия Святого Духа.

У Церкви есть еще особая миссия в отношении болящих: удовлетворить потребности в совершении Таинств, ответить на вопросы о вере и спасении, напутствовать умирающего Святыми Дарами. Эта миссия должна выполняться только с непререкаемым уважением к свободам человека, к свободе совести и вероисповедания. Поэтому Церковь не «навязывает» свои ценности. Но следствием уважения к этим же свободам является необходимость присутствия Церкви в больнице, чтобы каждый вопрошающий мог получить ответы о вере, а нуждающийся в удовлетворения своих духовных запросов получить чаемое.

Исследования на тему миссии Церкви в лечебных учреждениях актуальны во все времена. Но на современном этапе, с одной стороны, возникла особенная необходимость в проповеди среди медицинского сообщества, как оторванного от Церкви на протяжении длительного периода. С другой стороны, сейчас сложились благоприятные условия для такой миссии. Особенно важное значение имеет проповедь. Направленная на врача, как ключевой и судьбоносной фигуры в больнице.

 

Цели и задачи работы

Цель работы

·        Разработка проповеди в форме презентации для врачей с надеждой привести хотя бы некоторых к христианской вере. Задачей минимум презентации является показать необходимость для врача иметь доброе нравственное устроение, иметь уважительное отношение к религиозным потребностям верующих врачей и миссии Церкви в больнице.

Задачи работы

·        прояснение христианского вероучения в отношении дела врачевания

·        поиск параллелей положений христианской антропологии с научными представлениями знаменитых врачей

·        подбор аргументации непротиворечивости научного и религиозного мировоззрения, медицинского  и церковного взгляда на болезнь (цитаты великих учёных и врачей о вере)

·        оценка тенденций современной медицины и анализ типичных характеристик атмосферы медицинских учреждений

·        выявление причин особенной важности присутствия Церкви в медицинских учреждениях и нахождение форм объяснения этих причин медицинскому сообществу

·        анализ врачебной деятельности и выявление необходимости врачу иметь прочную духовную основу

·        изучение современного практического опыта окормления медицинских учреждений, выявление примеров пользы деятельности Церкви в больницах, доступных пониманию невоцерковленных врачей

·        анализ необходимых характеристик создаваемой проповеди-презентации

·        создание презентации с учетом вышеперечисленного.

 

Источники и использованная литература

Для решения поставленных задач автор опирался на следующие источники:

·        Священое Писание: автор опирается на тесты Ветхого и Нового Заветов, как основу всякого размышления о человеке.

·        Творения святых отцов. Дух святоотеческого учения – есть дух Истины. (В работе использованы цитаты свт. Василия Великого, прп. Симеона Нового Богослова [22]),

·        Письма и труды прославленных святых нового времени: Учение прп. Серафима Саровского (по книге «О цели жизни нашей христианской» [18]) имеет огромное значение, как святого вселенского значения. Использованы письма свт. Феофана Затворника, в которых излагается отношение святого к теме болезни и физической смерти человека (из сборника «Болезнь и смерть» [24]).

·        Книги и труды новомучеников и исповедников Российских: свт. Луки (Войно-Ясенецкого) [16 и 17], и свщмч. Серафима (Чичагова) [21]. Эти источники имеют особый интерес, так как оба этих святых были врачами по роду своей светской деятельности.

·        Рассмотрены труды некоторых богословов. По теме христианской антропологии — книга греческого богослова Панайотиса Нелласа [19]. В ней подробно рассматривается термин «кожаные ризы». По теме личности — работа «Я и мир объектов» Н.Бердяева [4]. Мысли, изложенные в работе, применимы к проблематике личности врача. По догматическому и мистическому  богословию – работы В.Лосского [14 и 15]).

·        Использованы книги авторитетного проповедника митрополита Антония Блума [2 и 3]. Владыка Антоний по светской специальности – врач. Поэтому его суждения особенно актуальны для данной работы.

·        Книги врачей и биологов XXвека: психотерапевта Виктора Франкла [25] и биолога с мировым именем Френсиса Коллинза [13]. Это авторитетные авторы в общекультурном контексте. Их мнение относительно вопросов веры и экзистенциальных проблем человека соответствуют христианскому пониманию. Поэтому труды этих ученых особенно важны для миссионерской деятельности в среде врачей.

·        Анализирован опыт греческого архимандрита Евсевия (Яннакакиса), прожившего в больнице и служившего в ней как пастырь 35 лет [9]. Опыт такого тесного и длительного пастырского служения в современной больнице уникален и не имеет аналогов.

В работе использован также собственный опыт автора как верующего врача, а последние 5 лет – ещё и как священника, в больнице.

 

Структура работы

Во введении дано представление о совершенствовании и нравственности для всякого человека, показана особенность этих понятий для врача. Показана актуальность темы работы. Сформулированы цель (создание презентации-проповеди для врачей) и задачи работы. Произведен обзор источников.

В главной части последовательно рассмотрены все аспекты по теме. Рассматривается отношение христианства и медицины на протяжении священной истории и истории Церкви. Кратко рассмотрен опыт практического медицинского служения Церкви. Рассмотрено христианское вероучение в отношении устроения человека, место телесного и духовного. Показана важность нравственной основы в деятельности врача, в подходе к больному человеку. Рассмотрены такие темы как значение веры, открытие новых горизонтов отчаявшемуся больному через Слово Божие, домостроительство Божье через болезнь, возможное спасительное значение недугов и страданий. При этом проведены параллели между христианским учением и взглядом видных ученых на иерархию ценностей в психологии человека. Понимание этих аспектов необходимо для деятельности врача. Показано, что медицина – не только методики и аппаратура, но и самоотверженное служение  любви. Поэтому духовное совершенствование — необходимая основа профессии врача. Рассматриваются негативные плоды медицинской деятельности, как в отдельном медицинском учреждении, так и медицины в целом. Их наличие показывает необходимость и важность нравственного исправления медицинского сообщества. По мнению автора работы, оно возможно через воцерковление медицинских работников всех уровней. Особое значение имеет проповедь, направленная на врача, как ключевой и судьбоносной фигуры в больнице. Проведен анализ тенденций поведения современного врача и указаны часто встречающиеся ложные мотивации. Средство к исправлению такой ситуации – нравственное совершенствование доктора, коренная установка на отдачу и служение ближним (что без духовной основы не возможно). Проанализирован существующий опыт духовного окормления современных больниц.

Предложен конкретный шаг миссионерской деятельности Церкви в лечебных учреждениях: составлена проповедь–презентация, ориентированная на врачей.

В работе намеренно подробно не рассмотрены биоэтические проблемы, так как акцент сделан на воцерковлении «простых» врачей, сфера деятельности которых напрямую не связана с вопросами эвтаназии, экстракорпорального оплодотворения, стволовыми клетками, использованием эмбриональных тканей, операций по смене пола и т.п.

Заключение: подведен итог работы, дана оценка степени достижения поставленной цели.

Приложение: созданная проповедь-презентация (в виде распечатанных слайдов и теста к ним).

Работа также представлена на электронном носителе, где презентация записана в формате .pptx(для показа презентации в программе Microsoftpowerpoint).

Введение   1.1.   1.2.   1.3.   1.4.   1.5.   1.6.   1.7.   1.8.   2.   Литература

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *