Диплом 1.1.

1.1. ВЕРА В ЕДИНОГО БОГА И ИСТОРИЯ ВРАЧЕВАНИЯ БОЛЕЗНЕЙ: БИБЛИЯ О ВРАЧЕБНОМ ИСКУССТВЕ И ПРИМЕНЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

Слова, связанные с процессом лечения, исцеления, часто употребляются в Библии не только в прямом значении (Нав. 5, 8; 2 Пар. 21, 18), но и в метафорическом, когда говорится о восстановлении учрежденного Богом порядка. Господь называет себя целителем богоизбранного народа: «И сказал: если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет, ибо Я Господь [Бог твой], целитель твой» (Исх. 15, 26). Бог исцеляет женщин в доме Авимелеха от бесплодия (Быт. 20, 17), а Мариам — от проказы (Чис. 12, 13). Он исцеляет «все недуги» наши (Пс. 102, 3). В Библии описано исцеление укушенных змеями евреев. Если кто из них с верою смотрел на медного змея, данного пророком Моисеем, то такой человек не умирал, но выздоравливал от ядовитого укуса. Медный Змей, вознесенный Моисеем в пустыне – прообраз искупительного страдания Спасителя, вознесенного на кресте. Другие пророки также исцеляли. Пророк Елисей воскресил умершего ребенка богатой женщины. Он же совершил исцеление от проказы военачальника сирийского царя Неемана. В святой Библии мы встречаем немало сведений о древней медицине. Для смягчения раны использовалось масло, для дезинфекции – вино (Лк. 10, 34). Очищенные раны перевязывались (Ис. 1, 6; 30, 26). Практиковалось также лечение мазями и бальзамом (Иер. 8, 22; 46, 11; 51, 8). В священных библейских текстах упоминается также глазная мазь (Откр. 3, 18). При переломе костей делались специальные повязки (Иез. 30, 21). Из медицинских средств упоминаются пластыри из смокв при нарывах (Ис. 38, 21) и плоды мандрагоры (мандрагоровые яблоки), которые должны были помогать от бесплодия (Быт. 30, 14). В книге пророка Иезекииля в качестве лекарства названы листья деревьев (Иез. 47. 12). Вино употреблялось как укрепляющее средство для желудка (1 Тим. 5, 23); смешанное со смирной, оно использовалось для обезболивания (Мк. 15, 23). «Медицина евреев распадается на ветхозаветную и талмудическую. Представителем медицины у них был единый Бог. Моисей (ум. 1480 г. до Р. Х.) между прочими таинствами египетской мудрости был посвящен и в медицину. Но, конечно, он хорошо знал истину и потому находим у него первым представителем Всемогущего Бога. «Я, Иегова, твой врач!» говорится в Исходе (гл. 15, 26). Об анатомии и физиологии, при строгом запрещении прикосновения к трупам, у евреев не могло быть и pечи. Что касается патологии, то у Моисея встречаем описание чумы (Исх. 9, 4), опухоли, лихорадки, жара, засухи, отравленного воздуха, желтухи, мокрых лишаев, паршей, чесотки, безумия, слепоты, истечения белей, египетской язвы (Втор. 28), наконец, белой и красной проказы (Левит, 13; 6, 10), из коих описание последней и поныне еще поражает своею верностью. Фармакологии почти совершенно не существовало у древних евреев, но за то высоким уважением пользовалась гигиена. У Моисея находим прекрасные диетические правила и другие, предписанные религиозным законом. Правила эти также касаются проказы, и притом не только одержимых ею людей, но также их домов и платья, браков между родственниками, отношений мужчины к женщине, изолирования не только больных, но даже подозреваемых только в болезни, употребления их посуды, устройства кладбищ, времени погребения, способов приготовления пищи; наконец, сюда относятся правила о дозволенных в пищу животных и способах их убоя. Хирургия была очень скудна и из операций были известны обрезание и кастрация. Из позднейшей истории евреев познаниями в медицине были известны: царь Соломон (1000 л. до Р. Х.), предвидевший по мудрости своей, что люди склонны лекарствам придавать слишком большое значение, и потому завещавший, как говорит предание, спрятать свою «книгу лекарств», дабы народ не уверовал в целебные свойства лекарств более, чем в Бога. Царь Хизкией обладал обширными сведениями как в растительном, так и в животном царствах. Около 150 лет до Р.Х. через смешение и скрещивание различных взглядов образовались секты саддукеев, фарисеев и ессеев (терапевтов), из коих последние имели особенное влияние на развитие медицины. Талмудистам были известны начало и конец спинного мозга, что легкие заключены в две оболочки, что почки имеют собственную оболочку, и что пищевод состоит из двух перепонок. Из экспериментальной физиологии им было известно, что удаление селезенки из организма не смертельно. В патологии важную роль играло учение о кризисах; критическими явлениями считались уже тогда пот, чиханье и испражнение. Желтуху они объясняли задержанием желчи, водянку – задержанием мочи; многие болезни они объясняли с такою же верностью, как нынешняя патологическая анатомия, и отлично знали, что разрыв и паралич (атрофия) почек оканчиваются смертью, а нагноение спинного мозга и уплотнение легких неизлечимы. Гигиена и диетика обращали на себя большое внимание талмудистов. Они советовали спать и пить вино понемногу, заботиться каждое утро о правильных испражнениях и часто употреблять купания, омовения и втирания. Талмудисты употребляли кровопускания, иногда даже ежемесячно, с диетической целью, после 60 лет реже; против каменной болезни давали, как и ныне, терпентинное масло, делали впрыскивания в пузырь; против глистов – лук, против расстройства желудка – вино с перцем, против тошноты – рвотное. Употреблялась у них также и Assa foetida (вонючка), даваемая до сих пор европейскими врачами. О глазных болезнях и о проказе у них есть подробные трактаты. В хирургии им были известны различные повреждения, как например: спинного мозга, дыхательного горла, мягкой мозговой оболочки, даже сквозные раны легких, кишечного канала, желудка, желчного пузыря, пищевода, вывихи тазобедренного сустава, перелом ребер, полипы рта и носа. Акушерство и гинекология достигли у талмудистов замечательного развития; из операций им были известны поворот и кесарское сечение; только разрез делался сбоку, через все мышечные слои» [21, стр. 28 – 30].

Назад к содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *