Диплом 1.6.

1.6. ПОЛЕЗНОСТЬ И ВАЖНОСТЬ ПАСТЫРСКОГО УЧАСТИЯ В РАБОТЕ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ.

 

Больница изначально является местом страдания людей. Все вышеперечисленные духовно-нравственные изъяны медицинской деятельности вместо помощи иногда еще более усугубляют положение пациентов. Но всякое страдание может быть уврачевано благодатью Божьей. Поэтому деятельность священнослужителей в больнице становится особенно востребованной. Ведь дело не в формальном присутствии и какой-то «воспитательной» работе церковников, а в Самой Благодати, действующей через Церковь. При рукоположении священнослужителя читается особая молитва, в которой призывается «божественная благодать, всегда немощное врачующая и оскудевающее восполняющая» (Молитва, Чиновник архиерейского священнослужения, Чин, бываемый на хиротонию пресвитера). И в этой молитве отражается факт, который по опыту знает Церковь — через священника действует сам Господь. Святой Дух и врачует и восполняет все наши немощи и недостатки.

Для успеха лечения, в котором принимают участие не только врачи, но и другой персонал – медицинские сестры, санитарки, нянечки – необходим не только профессионализм, но и высокие духовно-нравственные качества. При лечении больного важно употреблять терпение, снисхождение, милосердие, и вообще – любовь. Общеизвестный факт, что лечебное воздействие оказывает и просто доброе слово, а деятельное сострадание может вызвать в душе больного ответ, способный избавить от отчаяния, вызвать веру в возможность излечения и, тем самым, оказать мощное положительное влияние на человека.

Но какими бы высокими качествами не обладал человек, сил на несение тягот болезней множества людей у человека недостаточно. Поэтому в медицинском деле особенно необходима помощь свыше.

Церковь не только призывает к такой деятельной любви, но и сама делом являет такую любовь. Главой Церкви является Спаситель, поэтому и вся Церковь как тело Христово, несет Благодать Господа нашего Иисуса Христа и Любовь Бога Отца.

Но не только ради конечной пользы для пациентов важна деятельность священника в медицинском учреждении. Медицинской персонал представляет собой профессиональное сообщество, особенно нуждающееся в пастырском окормлении.

Одна из проблем: единое и множественное в деятельности врача. Этот вопрос как вызов личности вообще (не именно врача) ставил в своей работе «Я и мир объектов» Николай Бердяев [4]. Вопрос сохранения целостности и подчиненности Богу особенно актуален для врача в силу особенности профессии. Множественность возникает, потому что начальство хочет одного, общество — другого, а собственно профессионализм требует третьего. Для человека с обычными способностями находиться и работать в этих условиях без потерь для своей личности почти не возможно. Люди начинают приспосабливаться, переделывать себя и часто не в лучшую сторону. Пастырский совет, молитва будут направлены на преодоление раздробленности врача.

Современная медицина становится все более рискованной: возрастает число осложнений от самого лечения, побочных эффектов от применяемых лекарств и методик. Растет число и прямого вреда от ошибочного или неточного действия врача (так называемая, ятрогения). Поэтому на современном этапе возрастает и роль врача, как человека, принимающего решения, которые оказываются судьбоносными для пациента. У врача исключительная роль не только как профессионала (ключевая и судьбоносная фигура в больнице), но и как нравственной личности (врач занимает особое положение и имеет большую ответственность перед Богом и людьми). Такая нагрузка может оказаться чрезмерной. Тогда необходима помощь извне, со стороны священника, а через него — Божественная благодатная помощь.

Другой стороной (возможно, важнейшей) является нравственность врача. Ведь от личных качеств доктора зависит его профессиональное поведение и принятие решений: умение оценить уровень своей компетенции и готовность, при необходимости, в ущерб амбициям, передать больного другому специалисту, умение всегда ставить пользу для больного выше своих карьерных или научных интересов. Священник, уповая на помощь Божью,  может оказать направляющее содействие на этом пути.

Как уже отмечалось выше, современная медицина все больше пытается сделать из врача «винтик», а из творческого процесса лечения – производственный процесс с отлаженным механизмом. Все больше в медицинскую практику вводится понятие о «стандартах лечения». Существуют целые нормативные акты с приложенными к ним таблицами, в которые против каждой нозологической единицы указывается шифр (код данного заболевания) и к нему прилагается «стандарт»: расписано все — какие методы обследования необходимы больному, какая операция, какими лекарствами его нужно лечить и сколько дней больной должен провести на койке.

Но эта ненормальная ситуация современного подхода противоречит и здравому смыслу – лечение есть творческий процесс, и азбучной для каждого врача истине — «лечить нужно не болезнь, а больного» (Гиппократ). Наконец, такой конвейерный подход обезличивает врача. В этих условиях, сохранить „человечность“ очень важная задача. Безусловно, церковная жизнь призвана стать важнейшим оживотворяющим фактором.

Наконец, важно отметить, что врачи относятся к категории людей, формирующих общественное мнение. Наряду с учителями, писателями, публичными людьми творческих специальностей, врачи оказывают влияние на настрой и даже мировоззрение своих пациентов, а через них и на все общество.

В силу всех этих причин материнская забота Церкви о людях медицинской специальностей приобретает особенное значение.

Назад к оглавлению

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *