Диплом 1.4.

1.4. ОСМЫСЛЕНИЕ ТРУДА ВРАЧА КАК ОСОБОГО ДУХОВНОГО СЛУЖЕНИЯ ЛЮДЯМ

Значение веры

Христианин хорошо знает о значении веры и упования на Бога в любом деле, в том числе и в вопросах лечения. Состояние духовной жизни человека, состояние его души имеет важнейшее значение в деле лечения больного. Современная медицинская наука так же учит о взаимосвязи душевного и телесного. В современной классификации болезней включены так называемые психосоматические заболевания. А вопрос веры в успех лечения является основополагающим для врачей любых мировоззренческих устроений.

Потребность во враче

Если болезнь, среди прочего, – это наказание человеку от Бога за его грехи и шанс задуматься о своей неправедной жизни, то не является ли попытка вылечиться противостоянием Богу?
Ответ находим в Священном Писании. Для верующего истинным Врачом души и тела является Бог: «Я Господь, целитель твой» (Исх. 15, 26). Поэтому мудрый Иисус сын Сираха наставляет: «Сын мой! В болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце» (Сир. 39, 9-10). Призывая устранить главную причину болезней – грехи, он вместе с тем советует обратиться и к врачу: «и дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен» (Сир. 39, 12).
О пользе врачей писали и святые отцы. «Как не должно вовсе бегать врачебного искусства, так не сообразно полагать в нем всю свою надежду. Но как пользуемся искусством земледелия, а плодов просим у Господа, или вверяем кормило кормчему, а молим Бога, чтобы спас нас от потопления, так, вводя к себе врача, когда позволяет это разум, не отступаемся от упования на Бога» (святитель Василий Великий) [цит. по 11].

Место заботы о здоровье в понимании смысла жизни

Слово Божие открывает нам истину, что жизнь драгоценна, она больше пищи (Мф. 6, 25), сохранение ее важнее субботы (Мк. 3, 4). Сын Божий обладает Жизнью от вечности (Ин. 1, 4). Умерший за нас и воскресший Иисус Христос есть Начальник жизни (Деян. 3, 15).
Однако подлинный, а не иллюзорный, смысл имеет только та жизнь, которая вводит нас в вечность Бога и соединяет с Ним – единственным Источником нескончаемых радостей, света и блаженного покоя. «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (Ин. 11, 25-26). Вхождение в вечность начинается еще на земле. Церковь, как творение Божие, есть предъизображение и начало вечной жизни. Новая жизнь уже на земле становится действительностью через веру в Того, Кто есть Путь и Истина и Жизнь (Ин. 14, 6). Свидетельством этого является жизнь святых. Но даже тот, кто не поднялся на ступень святости, а лишь проходит свой духовный путь честно и ответственно, постепенно обретает внутренний мир и знает, в чем смысл его жизни [12].
Если Бог-Отец – наш Творец, Если Господь Иисус Христос – Начальник Жизни (Деян. 3, 15), если Святой Дух – Жизнеподатель, то и лечение всякого недуга человек призван осуществлять в русле послушания благой воле Божьей.

Духовное начало в медицине

В ряду различных направлений человеческой деятельности медицина занимает высокое положение. Врачевание находится на стыке ремесла, науки и искусства. Самым важным в деятельности врача является то, что предметом его воздействия является человек, существо духовное. Поэтому и врачество – дело, имеющее отношение к таинственной духовной жизни, — дело духовное.
Так было и в древние времена во всех народах вне зависимости от уровня их цивилизации и просвещенности. «Первоначальная медицина была чисто эмпирическая, но рядом с ней, с незапамятных времен стала зарождаться другая, основанная на присущей человеку всех времен и народов вера в духовное. Это только доказывает, что духовная сторона человечества чувствовалась всегда и требовала также лечения религией, которую создавали ceбе народы по своему разумению. Даже и дикари сознавали присутствие на земле злого духа и по большей части приписывали ему свои болезни. Это было причиною изобретения талисманов и лечебных ладанов, жертвоприношениями и молитвами старались смягчить гнев богов. Таким образом, духовная сторона человека искала удовлетворения своих потребностей одинаково во все времена. Вместе с богами появились и жрецы, занимавшие место врачей» [21, стр. 24].
Конечно, христианство понимает духовную сторону лечения болезней с высоты своего вероучения. В соответствии с пониманием вопросов антропологии и сотериологии выстраивается и отношение православного верующего к медицине, болезням, вырабатываются подходы к лечению, определяется место врача в жизни человека и определяется взгляд на правильное духовное устроение самого врача.
Рассмотрим медицину как одну из сфер человеческой деятельности. Совершенствование во всяком деле, профессии осуществляется в синергии человека и Бога. Человек усилиями через обучение, образование, труд и накопление опыта достигает определенного уровня. Но сама возможность этого процесса профессионального роста есть дар Божий. Кроме того, в православном понимании плод всякого последующего труда достигается только при содействии Святого Духа.
По свободе, данной людям, приобретение профессии и достижения мастерства возможно верующим и неверующим. Это всеобщая (или предваряющая) благодать [см. об этом: 8, стр. 189], это изначально данный всякому человеку дар. Но употребление этого дара во Благо в самом полном смысле возможно только при участии Спасителя. Сам Господь говорит: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Прибудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие [ветви] собирают и бросают в огонь, и они сгорают. Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам. Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками» (Ин. 15, 1-8).
Потому христианин понимает совершенствование в профессии в религиозном ракурсе: свое мастерство христианин вверяет в руки Божьи, и тогда в смирении человек, ведомый Святым Духом, творит действительно благие и великие дела.
Особенно это касается врачебного искусства, медицины, как области деятельности, направленной на человека. На путях же далеких от Бога человек — по дару свободы — тоже может достигать впечатляющих результатов, но плоды эти далеки от Божьих путей и могут нести зло и разрушение.
Примеры таких отрицательных плодов подробно рассмотрены ниже, укажем здесь лишь некоторые: применение высоких технологий в медицине не обходится без роста осложнений. Развитие реаниматологии, например, привело к появлению в мире огромного количества людей, находящихся в апаллическом синдроме без шансов на излечение. Количество таких больных в мире исчисляется десятками тысяч. В борьбе со смертью медики получили состояние, которое хуже смерти — человеческая личность, зависшая между двумя мирами в бессознательном состоянии, без шансов с точки зрения самой медицины на исцеление.

Первостепенное значение духовной сферы человека при подходе к больному

Православное христианское учение о человеке (христианская антропология) говорит, что человек состоит из души и тела. По другим представлениям — из духа, души и тела.
Кратко рассмотрим святоотеческое учение по христианской антропологии. Существуют две традиции. Одна видит в человеке два начала – душевное и физическое (дихотомия), другая говорит о трех составляющих личности человека – духе, душе и теле (трихотомия). По мнению многих исследователей, эти традиции сосуществовали в Церкви как в древности, так и в наше время. (Причем особых споров по вопросам дихотомии или трихотомии в истории Церкви не было.) Владимир Лосский пишет: «Отцы Греческой Церкви представляют человеческую природу то как троечастный состав духа, души и тела… то как единение души и тела … Разница между сторонниками трихотомизма и дихотомизмасводится в общем к терминологии» [15].
Тем не менее, какую бы теорию мы бы не взяли, духовное (или душевно-духовное) начало выше и несравненно важнее начала материального. Об этом пишет апостол Павел.
«Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти. Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу. Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут» (Рим. 8, 1-7).
Но не только христианские учителя Церкви учат о высшем значении духа. Так видный американский психолог, основатель гуманистической психологии Абрахам Маслоу (1908г. – 1970г.) – был одним из первых, кто стал изучать положительные стороны человеческого поведения. Самая известная теория Маслоу ― теория мотиваций, основанная на модели иерархии потребностей. Самым высшим стремлением, которое подталкивает человека к раскрытию своих способностей и талантов, является потребность в самоактуализации (раскрытии личности). На более низкой ступени стоят мотивации душевного уровня – эстетические и познавательные потребности, необходимость в уважении, признании, социализации и пр. И лишь на самой низшей ступени – физиологические нужды.
О несомненном приоритете духовного начала в человеке свидетельствует и факт того, как классифицируется боль в паллиативной медицине. Речь идет о помощи тем больным, которых уже нельзя излечить, но можно облегчить их страдания. Чаще всего, к таким пациентам относятся больные злокачественными опухолями, признанные неизлечимыми. В методических разработках английских хосписов боль таких больных разделяется на 3 уровня: боль физическая (связанная с болезненными процессами в теле пораженного опухолью организма), боль душевная (переживания о ближних, о собственном бедственном положении, потере дееспособности, об оставленности, о разрушении планов) и боль тотальная (связанная с переживанием экзистенциальных проблем). При этом каждый последующий уровень боли на порядок превосходит предыдущий: душевная боль сильнее и страшнее физической, а тотальная боль радикально превосходит и физическую и душевную боль. Исходя их такого положения вещей, и лечение должно, в первую очередь, быть направленно на лечение тотальной боли, затем душевных страданий, и лишь в третью очередь нужно позаботиться о физическом страдании человека. В реальной ситуации забота ведется обо всех видах боли одновременно, но приоритет мероприятий должен исходить из выше указанной схемы понимания компонентов человеческого страдания.
Понимание и признание положений христианской антропологии указывает и на иные важные истины в понимании того, что нужно человеку во время болезни. Болезнь — часть жизни, и смысл болезни познаются через призму понимания смысла жизни вообще. Человек двусоставное существо: имеет телесную и духовную природу.
Здоровье тела исключительно важно для человеческой жизнедеятельности. Не даром народная поговорка гласит: «В здоровом теле — здоровый дух». Но такое положение вещей не единственное возможное. Вспомним опять святого апостола Павла. Он имел слабое здоровье, болезнь изнуряла его.
«Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним. Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли—не знаю, вне ли тела—не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке ([только] не знаю—в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать. Таким [человеком] могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими. Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня. И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но [Господь] сказал мне: `довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи’. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен» (2 Кор. 12, 1-10). Из этого фрагмента послания к коринфянам понимаем и возможность противоположного взаимодействия плоти и духа — когда тело немоществует, дух человека наоборот укрепляется, растет.
Понимание вышеперечисленных аспектов важно в практической медицинской деятельности.

Назад к содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *